Порядок обжалования муниципальных правовых актов представительного органа муниципального образования

 

1. Перечень правовых актов, принимаемых в Думе городского округа Самара

 

Перечень муниципальных правовых актов, принимаемых Думой городского округа Самара, определяется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом городского округа Самара.

 

Дума городского округа Самара — представительный орган местного самоуправления принимает решения Думы как нормативного характера, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Самара, в том числе Устав городского округа Самара и изменения в него, так и не нормативного характера – это решения об удалении Главы городского округа Самара в отставку, решения по вопросам организации деятельности Думы городского округа Самара, а также решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции Думы действующими вышестоящими законами и Уставом городского округа Самара.

 

Должностным лицом Думы городского округа Самара является Председатель Думы, который принимает постановления и распоряжения.

 

2. Порядок обжалования правовых актов, принимаемых в Думе городского округа Самара

Нормативные правовые акты Думы городского округа Самара, носящие нормативный характер, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также главой 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

Ненормативные правовые акты Думы городского округа Самара могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

 

1. В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

 

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ (требования к форме и содержанию искового заявления) и содержать данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

 

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

 

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

 

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение одного месяца.

 

При этом, необходимо иметь в виду, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу.

 

Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование (в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме), если они не были обжалованы и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

 

2. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

 

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.

 

Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ (форма и содержание искового заявления).

 

В заявлении должны быть также указаны сведения о наименовании органа местного самоуправления, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте, права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями, название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения, требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим, перечень прилагаемых документов.

 

К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 — 5 статьи 126 АПК РФ (документы, прилагаемые к исковому заявлению) а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

 

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

 

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

 

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

 

Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

 

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд признает оспариваемый акт или отдельные его положения либо соответствующими либо несоответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

 

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

 

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

 

Более подробный порядок обжалования муниципальных нормативных актов Вы можете найти обратившись к Главе 24 Гражданского процессуального Кодекса РФ и Главе 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

3. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы, в порядке главы 25 ГПК РФ.

 

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления, должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

 

Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

 

К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых — нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

 

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней со дня его подачи.

 

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления, должностному лицу, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

 

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

 

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 

Прямая трансляция
WordPress Lessons
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам