Создание органов городского самоуправления в России началось с подписания Екатериной II в 1785 г. «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи». Этот законодательный акт учреждал выборные органы городского населения, которое делилось на 6 разрядов:
Согласно жалованной грамоте, каждый из вышеназванных разрядов выбирал депутатов в «Общую Думу». Общая Дума избиралась на 3 года, она имела свой постоянно действующий исполнительный орган, так называемую «Шестигласную думу» (в городах губернского уровня).
Председателем Думы являлся Городской голова.
Круг проблем, которыми занималась Дума, включал вопросы благоустройства городской территории, контроля за соблюдением сословных прав горожан, вопросами организации торговли на территории города, сборами городских налогов и распределения этих сумм на нужды города.
Контроль за деятельностью Думы осуществлял губернатор, которому она должна была регулярно предоставлять отчет о доходах и расходах города. Права города защищал городской магистрат, который следил, чтобы «на город не были налагаемы какие-либо новые подати, службы или тягости без Высочайшего утверждения…, ходатайствует за него перед высшими установлениями». По штату 1835 г. (для уездных городов) Самарская Дума состояла из 4-х гласных, а с 1852 г. ей было разрешено избрание 6-ти гласных «по примеру прочих губернских городов империи».
По городскому положению 1870 г. (16 июня) была создана структура городского самоуправления, состоящая из городской Думы (ГД) и городской управы, просуществовавшая до 1917 г. Замещение должностей в органах городского самоуправления происходило путем выборов раз в 4 года. Выборы в ГД проводились по трем «избирательным съездам» — крупных, мелких и средних налогоплательщиков. Каждая из этих трех групп выбирала треть состава городской Думы. В 1877 г. в г. Самаре среди лиц, имеющих право участвовать в выборах гласных от первой группы, было 88 человек, от второй — 342 человека, а от третьей — 2686, но все они имели равное количество представителей, избранных в Думу. Первая, избранная по новому Городовому положению, Самарская Дума состояла из 72 гласных (депутатов: купцов — 57, дворян и чиновников — 9, мещан 4, один казак и один священник; состав второй думы: купцов — 39, дворян и чиновников — 11, мещан — 20, один крестьянин и один студент).
Среди них — будущие городские головы Алабин Петр Владимирович, Буреев Василий Ефимович, Гладков Михаил Иванович, Назаров Михаил Иванович. Согласно журналам заседаний Думы, обычно процент присутствия гласных составлял 70-75%. Не редкими были случаи, когда избранные депутаты отказывались от возложенных на них обязанностей и подавали рапорт о снятии с них полномочий. В основном это были выходцы из купеческого сословия, для которых коммерческая выгода была превыше гражданского долга. В этом случае на заседании Думы происходило перераспределение обязанностей («портфелей»). С ростом населения города росло и число гласных, к 1917г. оно достигло 106 человек.
Городская Дума являлась распорядительным органом. Она избирала из своего состава исполнительный орган (городскую управу) в составе Городского головы и членов управы. Городской голова возглавлял и ГД, и управу и координировал работу этих органов. ГД сама устанавливала порядок производства дел и разрабатывала инструкции по делопроизводству для городской управы.
Контроль за деятельностью городских органов самоуправления осуществлял специальный орган — губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора. От последнего зависело и утверждение избранных на городские должности депутатов.
17 из 28 пунктов Городского положения, перечислявших функции городских Дум, требовали «непременного» утверждения Министерства внутренних дел, губернатора и присутствия.
Такая «опека» властей лишала муниципальные органы возможности существенно повлиять на ситуацию в городе. Например, П.В. Алабин описал один из таких случаев. Думцы, понимая, что с приданием Самаре статуса губернского города ее расходы со временем только будут возрастать и могут превысить доходную часть бюджета, заранее разработали возможность получить дополнительный источник дохода — обложить крупных торговцев хлебом косвенным налогом (по 0,25% с каждого проданного пуда хлеба), но Министерство внутренних дел отклонило это предложение.
Городским положением от 11 июня 1892 г. налоговый избирательный ценз был заменен имущественным. Право участия в выборах получали только те жители города, которые имели недвижимое имущество на сумму от 300 руб. до 3 тысяч руб. (в зависимости от значения города), что фактически привело к исключению из числа выборщиков средних и мелких налогоплательщиков. Для определения стоимости недвижимости горожан создавалась специальная оценочная комиссия.
Структура городской Думы в период с 1851 по 1870 гг. (по документам архивного фонда) включала канцелярию (из 5 отделов столов) и бухгалтерию, кроме того, при Думе имелся Пожарный комитет. Канцелярия: 1-й стол — распорядительный, 2-ой стол — исполнительный, 3-й стол — адресно-справочный (арендно-оброчный), 4-й стол — строительный и 5-й стол -судебный. Финансовые средства ГД размещались в Городском общественном банке, и все расчеты производились через этот банк. Городское положение 1870 г., кроме столов, вводило и отделы: врачебно-санитарный, городского ломбарда, контроля, городских электрических предприятий, технический, трамвайный, пожарный водопроводный, канализационный. С 1870 г. появился новый стол – инвентарный.
В последующие годы были введены еще несколько столов:
в 1892 г. – оценочный, в 1901 г. – адресный, в 1914 г. – стол по призрению семейств военнопленных.
Февральская революция 1917 г. привела к созданию в структуре Городской управы Центрального совета кварталов г. Самары и Засамарского порайонного комитета.Городской Думе было предоставлено право — издавать обязательные постановления для жителей города по следующим вопросам:
ГД занималась формированием бюджета города, она изыскивала новые статьи дохода и строго следила за расходами.
Доходные статьи бюджета города после принятия нового городского положения (1870 г.) состояли из доходов с:
Расходные статьи:
Доход города существенно увеличился после принятия Думой в 1874 г. Постановления «об отдаче в содержание главнейшей части оброчных статей не иначе как с торгов». Имеется в виду годовой налог с дохода, например, с дохода от бань, рыбной ловли, с балаганов, лавок и постоялых дворов, с арендованных мест под кузницы, заводы и пр. Причем список оброчных статей год от года увеличивался. Интересно в этом плане замечание, высказанное П.В. Алабиным в его книге посвященной 25-летию Самары как губернского города. Он писал в 1877 г.: «Вообще надо заметить, что не только до образования губернского города, но даже до введения нового городового положения в Самаре, городские оброчные статьи были весьма далеки от надлежащего благоустройства.
Многие горожане пользовались этими статьями совершенно произвольно, самовольно захватывая городские земли… В настоящее время все эти самовольные захваты приведены в некоторую известность и затем, новые — сделались менее возможными (Мы говорим менее возможны потому, что самовольные захваты городской земли все-таки будут возможны, доколе каждый участок не будет обставлен столбами и не будет нанесен на план городской земли…). Что же касается до леса, то его на городской собственно земле осталось только до 600 десятин, вследствие злоупотреблением им в прежнее время, немилосердным его истощением порубками и потравой скотом. В настоящее время по постановлению Думы 11 июля 1874 г., значительную часть этого леса предположено разбить на дробные участки… и раздать желающим в аренду, под разведение на этих участках садов…».
С учреждением губернии и придания городу статуса губернского, возросли не только доходы Самары, но и ее расходы. Значительной статьей расхода являлся «пожарный обоз», т.е. организация постоянно действующей пожарной службы. Самара была в большей своей части деревянным городом, и опустошающие пожары происходили каждые 3-5 лет. Увеличились и расходы на образование. Не только интеллигенция Самары, но и ее руководство стало понимать, что для повышения культурного уровня самарцев необходимо дать, хотя бы начальное образование широким слоям горожан. Вот, что пишет П.В.Алабин в своей вышеназванной книге: «…доставить возможность беднейшей, следовательно, наиболее многочисленной части его населения, дать хотя некоторое образование своим детям». Немаловажную роль в решении этой задачи сыграло открытие городом в 1865 г. «Школы сельских учительниц», которая готовила преподавателей начальной школы не только для села, но и для города.
С конца 50-х гг. XIX в. значительной статьей расхода ГД стало мощение и освещение улиц города. В середине 60-х гг. на баланс города был передан театр. Ежегодными были отчисления на содержание благотворительных заведений, таких как Александровская богадельня и Николаевский сиротский дом. С ростом города и активизации общественной жизни рос и круг вопросов, которые приходилось решать городской Думе.
Самарская городская Дума была упразднена постановлением V губернского крестьянского съезда, состоявшегося в январе 1918 г. В период белочешского мятежа, с июня по октябрь 1918 г., ГД возобновляла свою деятельность, но после вытеснения чешских соединений из Поволжья Дума окончательно прекратила свое существование.
Стоит отметить, что первоначально, до 1883 г., заседания Думы проходили в арендованных помещениях, а в указанном году городские власти приобрели одноэтажное каменное здание по улице Дворянской (современный адрес: ул. Куйбышева, 48) П.В. Тареева. Здание дважды перестраивалось: в 1889-1890 гг.по проекту Щербачева А.А. и в 1908 г. по проекту Черноморченко Ф.А. В первом случае надстроили второй этаж, во втором — третий и в обоих случаях улучшалась отделка фасада.
В документах архива удалось выявить два адреса арендуемых Думой помещений. С 1856 г. по 1860 г. был заключен договор об аренде зданий с титулярным советником Обуховым Б.П., который специально для этой цели приобрел усадебные строения купца 3-ей гильдии Лаптева.
Усадьба находилась в 5 квартале по ул. Преображенской (современная улица Водников) и включала в себя два 2-х этажных каменных дома и хозяйственные постройки.
В арендуемых помещениях размещались: Дума, магистрат, Сиротский и Словесный суды, ремесленная управа.
В 1867 г. Дума заключила 6-ти летний контракт с купцом 2-ой гильдии Назаровым М.И. об аренде 2-х этажного каменного дома, находящегося в 48 квартале на Алексеевской площади (современная пл. Революции). В здании разместились: Дума, Сиротский и Словесный суды, ремесленная управа.
Первым Городским головою губернского города Самары по сведениям П.В. Алабина был избран действующий городской голова Федор Семенович Плотников (1849-1850 гг.), но в Журналах заседаний думы с конца 1850 г. стоит подпись — «Городской голова Тепляков Василий Ильич».
Появившийся в октябре 1918 года представительный орган власти – городской Совет народных депутатов просуществовал 75 лет. В 50-е годы прошлого века численность советского городского парламента достигла 500 человек, на время была упразднена должность председателя, а на заседаниях председательствовал кто-нибудь из депутатов. Выборы в такой Совет нельзя было назвать демократичными. По каждому округу выдвигался один кандидат, а число представителей всех социальных групп регламентировалось партийными органами. В 1990 году впервые городской совет народных депутатов избран демократическим путем.
Совет активно участвовал во многих сферах городской жизни, начиная с назначения муниципальных чиновников и заканчивая вопросами распоряжения городской собственностью. В октябре 1993 года он был распущен.
1 Городским головой мог быть избран представитель только из первых трех разрядов городского населения — дворян, купцов и почетных граждан, владеющий в городе собственностью не менее 15 тыс. руб.
2 С 1 января 1851 г. была учреждена (создана) Самарская губерния и Самара стала губернским городом.
3 Первое заседание состоялось 3 февраля 1871 г. Открывали заседание губернатор Аксаков Г.С. и прежний Городской голова Бурев В.Е.
4 В случае возникновения разногласий Думы и губернского руководства, о законности действия последнего вопрос передавался на рассмотрение в Сенат, а при разногласиях по существу вопроса — в комитет министров.
5 Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары, как губернского города. Самара, 1877. С. 613-614.
6 Разработано в связи с принятием в 1890г. нового земского положения.
7 По положению 1870 г. в выборах участвовали все налогоплательщики города.
8 В документах за разные годы именуется по разному.
9 К примеру: доход за 1875 г. составил 35484 руб., а расход 1876 г. — 27372 руб.