Особенность расположения Самары на стрелке двух мощных и широких рек, с центром города в вершине треугольника, и протяженность города всегда порождали транспортные проблемы. Недаром еще в XIX веке в Самаре были самые дорогие извозчики после Петербурга и Москвы.
Чтобы сохранить исторический центр города с его узкими улочками, но при этом решить транспортные проблемы центральных, промышленных и спальных районов города, спроектированных в 30-70-х годах, не рассчитанных на такие объемы наземного транспорта, было принято решение о строительстве скоростного, экологически чистого транспорта – метрополитена.
Идея строительства метрополитена зародилась 1968 году, а в ноябре 1977 года Министерство путей сообщения СССР утвердило технико-экономическое обоснование на проектирование и строительство первой очереди метрополитена в городе Куйбышеве. Особенность городской инфраструктуры определила очередность ввода в эксплуатацию участков первой линии метрополитена: от периферии к центру города.
В сентябре 1980 года на перегоне между будущими станциями «Российская» и «Алабинская» был выбран первый ковш земли и начато строительство тоннелей. Но построенные тоннели законсервировали и строительство перенесли поближе к району «Юнгородок», к заводам.
1 января 1987 года был организован Куйбышевский метрополитен во главе с Игорем Ивановичем Карнаухом. В феврале две группы машинистов метропоездов выехали на обучение в Харьковский метрополитен. В августе в город были привезены первые вагоны метро, началась комплексная пуско-наладка, а в ноябре по пусковому участку метро прошел первый поезд.
25 декабря подписан акт государственной комиссии о приеме в эксплуатацию первого участка метрополитена протяженностью 3,7 километра в составе станций: «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа» и электродепо «Кировское».
С 26 декабря 1987 года началось регулярное пассажирское движение поездов.