Отмечаемый 24 декабря День воинской славы России отсылает нас к громкой победе России в 1790 году. Штурм и взятие турецкой крепости Измаил признается ключевым сражением Русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Потерпев поражение в предыдущем конфликте 1768-1774 годов, Османская империя в жажде реванша потребовала от России возвращения Крыма и отказа от покровительства Грузии, объявив нашей стране войну.
С первых военных действий ход кампании складывался в пользу России. Турецкие войска терпели поражения одно за другим. Потеряв Очаков и Хотин, они были разгромлены при Фокшанах и на реке Рымник. В то же время русский флот под командованием адмирала Федора Федоровича Ушакова захватил прочное господство на Черном море, разгромив противника в Керченском проливе. Русские войска продвинулись до низовьев Дуная и подошли к цитадели Османской империи – считавшейся неприступной крепости Измаил.
В ноябре 1790 года началась осада Измаила, но первые две попытки штурма закончились неудачей. Тогда главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Григорий Александрович Потемкин поручил взятие неприступной крепости великому полководцу Александру Васильевичу Суворову, который по прибытии незамедлительно начал усиленную подготовку солдат. Одновременно, чтобы обмануть противника, имитировалась подготовка к длительной осаде крепости.
Суворов предпринял попытку разрешить конфликт бескровно и направил на имя командующего турецкими войсками Айдозли-Мехмет-паши ультиматум с требованием сдать крепость: «Сераскиру, старшинам и всему обществу: я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление о сдаче и воля, первые мои выстрелы уже неволя, штурм – смерть. Чего оставляю вам на рассмотрение». От турков последовал категоричный ответ: «Скорее небо обрушится на землю, и Дунай потечёт вверх, чем сдастся Измаил».
22 декабря 1790 года рано утром русские войска двинулись в атаку. Численное превосходство было на стороне противника, но мудрые решения Суворова, отвага солдат и офицеров решили исход боя, продолжавшегося 9 часов – турки оборонялись упорно, но Измаил был взят.
«Я решился овладеть крепостью либо погибнуть под ее стенами», – так говорил о штурме Александр Васильевич.
Русская победа имела неоценимое значение для хода войны, которая успешно завершилась Ясским миром, закрепившим за Россией Крым и северное Причерноморье от Кубани до Днестра.