19 октября под руководством депутата Александра Чернышева состоялось заседание рабочей группы при контрольном комитете Думы по вопросам транспортного обслуживания населения. Рассматривался вопрос об организации движения по маршруту № 61 низкопольных автобусов.
К депутату Чернышеву от лица родителей, воспитывающих детей-инвалидов, обратились представители организации «Парус надежды». Они описали существующую проблему: на маршруте № 61, который соединяет Кировский, Промышленный районы с центром города, отсутствуют низкопольные автобусы. В данных районах проживает большое количество детей с инвалидностью. Только в центре «Семья» Промышленного района на учете состоят 60 детей, передвигающихся на инвалидных креслах-колясках, с помощью иных технических средств или при поддержке сопровождающего лица. 61 маршрут проходит мимо школы №139 на улице Солнечной, где созданы комфортные условия обучения для маломобильной категории учеников. Кроме того, маршрут проходит мимо Загородного парка и набережной, откуда летом можно добраться до специально оборудованного пляжа.
Председатель правления городской общественной организации инвалидов-колясочников «Десница» Евгений Печерских также направил в адрес Александра Чернышева письмо, где указал, что в Промышленном и Кировском районах проживают 120 членов организации, передвигающихся на инвалидных креслах-колясках. Они, как и представители других категорий маломобильных граждан, пользуются низкопольными автобусами для поездок по городу. «В масштабах нашего города эти транспортные услуги не предоставляются в должном объеме», — отметил Печерских.
Требование вернуть на 61 маршрут низкопольный транспорт поддержали представители региональной молодежной общественной организации «Инклюзивный Клуб Добровольцев» и автономной некоммерческой организации «Студия инклюзивного творчества».
Инициативу общественников также поддержали директор самарской школы №139 Ирина Раткевич (в ее учебном заведении обучаются 17 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) и директор предприятия «Самарская набережная» Вадим Козырев.
Заместитель руководителя городского Департамента транспорта Олег Яхин рассказал на встрече предысторию проблемы.
До июня 2016 года маршрут № 61 обслуживало муниципальное предприятие городского округа Самара «Пассажирский автомобильный транспорт» («ПАТ») автобусами большой вместимости в количестве 8 единиц, из которых 4 автобуса марки ЛиАЗ и 4 автобуса марки НефАЗ, 1 из которых был низкопольным (вместимостью 114 человек).
Ввиду низкой наполняемости салонов маршрут ежегодно приносил свыше 13 млн. руб. убытков. По этой причине на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2016 году проведен конкурс на осуществление регулярных перевозок пассажиров по маршрутам, обслуживаемым ранее МП «ПАТ». Конкурсной документацией определено требование к перевозчику об использовании на указанном маршруте новых транспортных средств малого и среднего класса в количестве 12 единиц. По результатам конкурса заключен договор между Департаментом и победителем конкурса (ООО «СамараАвтоГаз») на организацию пассажирских перевозок по маршруту №61.
ООО «СамараАвтоГаз» обслуживает маршрут с 15 июня 2016 года. По маршруту курсируют 12 автобусов марки ПАЗ вместимостью 43 человека, приобретенных за счет средств коммерческого перевозчика. Это новые (2016 года выпуска), комфортные, с высоким уровнем безопасности автобусы, соответствующие экологическому стандарту «Евро-4».
По словам директора ООО «СамараАвтоГаз» Леонида Шихарева, в настоящее время у его предприятия отсутствует свободный подвижной состав, имеющий низкий уровень пола. Средств на замену подвижного состава по маршруту №61 на низкопольные автобусы в бюджете ООО «СамараАвтоГаз» также не имеется. Однако он, будучи наемным сотрудником, пообещал провести беседу с собственниками предприятия. Леонид Шихарев рассказал, что низкопольный автобус вместимостью до 50 человек сложно приобрести, поскольку их не производят массово, а автобусы большой вместимости нерентабельны.
В связи с этим председатель Думы г.о. Самара Галина Андриянова отметила, что каждый человек может оказаться в ситуации, когда он станет маломобильным. Она спросила, по какой причине в муниципальном контракте не был предусмотрен пункт о наличии на маршруте низкопольного транспорта, и есть ли возможность внести изменения в контракт. Олег Яхин признал, что отсутствие подобного пункта является ошибкой департамента, и ответил, что перед внесением изменений необходима предварительная юридическая оценка документа, поскольку федеральное законодательство строго регламентирует подобные процедуры.
«Существуют определенные нормы и требования по доступности зданий, сооружений и транспортной инфраструктуры для всех категорий граждан. Но при составлении контрактов и иных документов на них не всегда обращают внимание. В преддверии Чемпионата мира общественные пространства в нашем городе должны быть доступны для всех, я прошу над этим задуматься», — добавила директор АНО «Студия инклюзивного творчества» Екатерина Сизова.
«Нужно продумать и сделать все возможное, чтобы на маршруте №61 в конкретные часы появились удобные для всех низкопольные автобусы», — подвела итог Галина Андриянова.
В течение недели рабочая группа направит рекомендации департаменту транспорта с просьбой до 15 ноября выработать предложения по изменениям относительно 61 маршрута. В случае положительного решения о внесении корректировок в контракт вопрос будет прорабатываться на юридическом уровне. В случае отказа внести изменения рабочая группа продолжит искать решение проблемы.