«От «латания дыр» мы перешли к плановой работе по капитальному ремонту»Ремонт самарских школ в этом году ознаменовался ситуацией с закрытием школы № 81. Пять школ не откроются 1 сентября в связи с капитальным ремонтом. О том, как проходит подготовка образовательных учреждений к учебному году, будут ли они соответствовать новым СанПиНам, какой будет судьба школы №81, рассказал «СО» депутат Думы городского округа Самара, директор школы №58 Алексей Дёгтев.- Алексей Петрович, какова готовность самарских школ к новому учебному году?- Подготовка к учебному году велась очень основательно. Особенности последнего периода: от косметического «латания дыр», мы перешли к плановой работе по капитальному ремонту школ. Проблема давно назрела, изношенность зданий очень большая. Многие школы справляют пятидесятилетние юбилеи, а есть школы, которым семьдесят и даже восемьдесят лет! Мы перешли к плановому, основательному обследованию школ: не просто отдельно взятых систем, а полностью всего здания. В городе создана комиссия, которая выполняет эти плановые обследования. В нее входят представители департамента образования, строительства, надзорных органов, депутаты. После обследования школы, комиссия определяет, в каком состоянии находится школа и какой ремонт ей требуется.- В скольких школах города сейчас идет капитальный ремонт?- В настоящий момент в состоянии капитального ремонта находятся 84 школы. Поясню, капитально ремонтировать можно как в целом здание школы, так и отдельно взятые сети (например, ремонт кровли). Капитальный ремонт отдельных сетей проводится в 84 школах. В моем округе на эти цели дополнительно выделено два миллиона рублей. В частности, на ремонт кровли школы №46, на замену оконных конструкций в школе №20. В школе №29 будет ремонтироваться мягкая кровля – на это будет потрачено около полутора миллионов рублей. Кстати, в этом году после длительного капитального ремонта откроются школы №27 и 95. Школьники вернутся в свои классы – отремонтированные и обновленные. Пять школ города закрыты на длительный период, и откроются после практически полного обновления.- Школа № 81 – одна из них? Будут ли ее сносить?- Вокруг школы № 81 ходит много легенд. Ходят слухи, якобы школу будут сносить, чтобы какой-то инвестор смог построить на ее месте дом или торговый центр. На самом деле, это лишь слухи, реально ситуация иная. Почему школу решили реконструировать? Потому что аварийное состояние школы было выявлено в результате плановой экспертизы. Характерно, что 1936 году таких школ было построено четыре. Школа, в которой мы сейчас беседуем (прим. ред.: школа № 58, директором которой является Алексей Дёгтев) точная копия школы №81. В этих зданиях бутовый фундамент (прим ред.: основу которого составляют крупные (до полуметра в поперечнике) неровные куски камня), межэтажные деревянные пустотелые перекрытия, деревянные чердачные помещения. На тот момент иных технологий просто не было. И я, как руководитель образовательного учреждения с двадцатилетнем стажем, заявляю, школа нуждается в капитальном ремонте, и не отдельно взятых систем, а полностью! К сожалению, в Самаре есть определенные силы, которые в своих политических целях хотят пропиариться, показать, псевдо-заботу о детях. Они сразу начали подливать масла в огонь. На самом деле, школа была обследована в плановом режиме, экспертиза сейчас находится на дополнительном обследовании. К концу августа мы должны получить это экспертное заключение. Уже сейчас понятно, что школе нужен капитальный ремонт. И в том случае если будет экономически выгоднее сначала разобрать школу, а потом заново собрать, то это будет сделано. Но в любом случае, она сохранится.- Сегодня уже известно, какие школы закроются на капремонт в следующем учебном году?- Это станет известно после окончательного формирования бюджета на следующий год и получения экспертных заключений. Как мы распределяли средства на ремонт школ в этом году: мы проанализировали аварийные ситуации в школах, которые произошли в прошлом году, и приблизительно эту же сумму заложили в бюджете. Остальная часть средств была поделена на 35 избирательных округов. Каждый депутат в своем округе собрал заявки школ, после этого мэрия приняла решения по тем школам, которым требуется ремонт.- Вы курируете городской проект «Школьный стадион», на реализацию которого выделяются бюджетные средства. В чем его смысл?- Он создан с целью развития массового спорта в Самаре. С 1 сентября во всех школах РФ вводится третий час физкультуры. Но мало ввести третий час, нужно еще обеспечить его ресурсами. Не секрет, что во многих школах очень остро стоит проблема со спортивным залом. Решать эту проблему можно с помощью строительства пристроев и ФОКов, отдельно стоящих на территории школы. Но самое простое решение проблемы – это строительство школьных стадионов и спортивных площадок. Именно для этого и был задуман проект «Школьный стадион». Сегодня существуют современные спортивные строительные технологии. Не нужно сажать траву на футбольном поле и ждать пока она взойдет, и с утра до ночи ее поливать. Есть синтетическая трава, на которой дети могут заниматься весь год. Это выход из положения, это один маленький шаг к массовому спорту. Даже на нашем самарском рынке есть производители синтетического покрытия для футбольных полей, уличных спортивных сооружении. В городе реализуется программа «Двор в котором мы живем» — это замечательная идея, это комфорт, уют, озеленение, освещение, строительство площадок для малышей. И лишь изредка проекты ремонта площадок включают спортивные элементы. Просто нет места для спортивной площадки, мини-футбольного или футбольного поля, для хоккейной калды. А вот в школах место есть. Если мы оборудуем школьные дворы спортивными площадками, то у нас будут созданы необходимые условия для развития массового спорта.- С 1 сентября в силу вступает новая редакция Санитарных норм и правил для школ. Насколько образовательные учреждения готовы к этому?- Понятно, что в целом СанПиНы служат безопасности. Но реальность такова, что санитарные нормы и правила необходимо жестко предъявлять к вновь строящимся зданиям. Что касается уже существующих зданий, то, по моему мнению, к ним нужно подходить индивидуально. Я считаю, что с безопасностью нельзя шутить, и те требования, которые с ней связаны, должны быть соблюдены. И все же не нужно доходить в этих требованиях до абсурда. Приведу пример: в одном из самарских учреждений образования росли под окнами очень красивые многолетние ели, которые потребовали срубить, потому что по нормам они стояли на метр ближе, чем положено. Вот это, на мой взгляд, абсурд.У меня как у директора образовательного учреждения и моих коллег есть особая болевая точка — это пресловутая норма «до 25 человек в классе». Эту норму соблюдать очень трудно. Дети — не сахар-песок, их не расфасуешь по кулям. Куда определить 26 и 27 ребенка? Здесь возникает проблема нормативно-подушевого финансирования. Класс с малым количеством учащихся (менее 5) просто не может существовать. Я считаю, если у меня в классе 26 человек – в этом нет ничего страшного.