17 октября состоялось совместное заседание контрольного комитета и комитета по развитию городской инфраструктуры, жилищно-коммунальному хозяйству и экологии Думы г.о. Самара. Депутаты обсудили ситуацию со сносом в городе самовольно установленных металлических гаражей. Вопрос их ликвидации решается медленно в связи с юридическими особенностями процедуры и нехваткой средств.
Согласно порядку, установленному администрацией Самары в 2014 году, выявлением самовольно установленных временных объектов и ведением их реестра занимался департамент градостроительства, а демонтажом, вывозом и хранением – администрации районов. С 1 сентября 2017 года в соответствии с областным законом №55-ГД указанные полномочия перешли к внутригородским районам. В связи с этим на каждой из девяти территорий были приняты свои документы об организации работы. Однако ликвидация незаконных металлических построек по-прежнему осложняется рядом проблем.
По предварительным оценкам, в Самаре около 25 тысяч самовольно установленных гаражей. Власти Промышленного района насчитывают на своей территории больше 9000 таких сооружений, Кировского – больше 8000, Железнодорожного — около 5100. Администрациями районов сейчас проводится инвентаризация таких объектов с формированием реестра. Глава администрации Ленинского района Дмитрий Титов рассказал о том, как ведется работа. «В нашем регламенте прописаны два варианта сноса гаражей: экстренный, когда объект стоит на инженерных сетях, и полноценный» — пояснил Титов. Во втором случае процедура включает выявление гаража, установление владельца, переговоры с ним по поводу самовывоза. Если владелец отказывается вывозить гараж, тогда пакет документов направляется в городской департамент управления имуществом для инициирования судебного разбирательства. Если владельца выявить не удалось, документы также направляются в ДУИ для признания объекта бесхозяйным. Только после соответствующего решения суда район приступает к демонтажу.
В департаменте управления имуществом рассказали, что на сегодняшний день ведомство получило материалы по 250 гаражам. По 84 документы уже переданы в районы для проведения работ. А по 173 направлены претензии собственникам. Из них 87 материалов направлены для рассмотрения в рамках искового производства.
Председатель контрольного комитета Думы Вячеслав Гришин отметил, что цифры слишком малы, учитывая, что число незаконных гаражей в городе измеряется десятками тысяч. «Мы должны признаться себе в том, что работа по сносу металлических гаражей «от а до я» не продумана», — подчеркнул депутат.
Снос этих сооружений создает существенную нагрузку на бюджеты районов. Так, демонтаж и транспортировку одного объекта власти оценивают в сумму от 8 до 17 тысяч рублей. Процедура утилизации гаражей не регламентирована, из-за чего районам приходится дополнительно тратить деньги на их длительное хранение. «В районах есть другие приоритетные задачи, поэтому сложности с финансированием неизбежны», — подчеркнул Вячеслав Гришин.
На заседании было решено инициировать создание рабочей группы при комитете по развитию городской инфраструктуры, жилищно-коммунальному хозяйству и экологии.
Галина Андриянова, председатель Думы г.о. Самара:
Ликвидация незаконных гаражей — это сложный вопрос. Он затрагивает интересы нескольких тысяч горожан, которые по каким-то причинам не оформили должным образом свое имущество. Многие используют гараж не только как место для парковки, но и как кладовую, и не представляют быта без этой постройки. При этом анализ обращений, поступающих ко мне и к моим коллегам-депутатам, показывает, что большинство жителей города выступает за ликвидацию металлических гаражей. Ведь самовольно установленные строения не только портят облик города и создают неудобства соседям, но часто расположены на коммуникациях и инженерных сетях и затрудняют аварийный ремонт. В Самаре почти 25 тысяч незаконных гаражей, и эта цифра указывает, как много нам всем нужно работать, чтобы сделать городскую среду по-европейски комфортной.