Самарская городская Дума II созыва

 

По Закону Самарской области «О выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц местного самоуправления Самарской области», избранным становится кандидат в депутаты представительного органа, получивший наибольшее число действительных голосов, главой местного самоуправления – поддержанный более чем половиной голосовавших. Выборы признаны несостоявшимися, если в них примут участие менее 25% избирателей.

 

На этот раз кампания по выборам в городскую Думу была очень короткой, а фора действующих депутатов за счет их относительной известности – весьма значительной. Из 13 бывших депутатов, принимавших участие в новых выборах, выиграли 9. Таким образом, депутатский состав сменился лишь наполовину. Причем среди проигравших оказались С.Ю.Арсентьев, Л.П.Журавлева, которых можно отнести к наиболее последовательным оппонентам О.Н.Сысуева. Наибольшее количество соперников было в двух из восемнадцати округов, где выставили свои кандидатуры по 7 человек. Среди победителей поровну женщин и мужчин. Каждый избранник – с высшим образованием, трое – имеют ученые степени. Средний возраст депутатов – сорок два года.

 

Политическая ориентация кандидатов практически роли не сыграла. Слабо выступила региональная КПРФ – от нее прошел только один из семи выдвигавшихся кандидатов, а объединение «За социальную справедливость», выступающее вместе с коммунистами выставило четверых, из которых прошла лишь Людмила Шакутина. Причем в 11 округе была допущена весьма распространенная тактическая ошибка: кандидаты от КПРФ и «Соцсправедливости» соперничали друг с другом. А в результате в выигрыше оказался депутат Виталий Гусенков. Не прошел ни один из четырех кандидатов АО «Самаратрансгаз». Не повезло и предпринимателям, за исключением Олега Борисова, победу которого можно отнести на счет команды профессионалов. В целом соотношение сил в новой Думе осталось благоприятным для мэра. Единственной серьезной потерей для него стало поражение секретаря Думы Михаила Куликова.

 
2 созыв (1996 год)
 

  • Скобеев Николай Леонидович
  • Борисов Олег Георгиевич
  • Сушин Александр Анатольевич
  • Демина Алла Сергеевна
  • Уколова Людмила Михайловна
  • Вагина Тамара Александровна
  • Терехова Галина Павловна
  • Воронина Наталья Юрьевна
  • Петров Петр Николаевич
  • Деев Юрий Николаевич
  • Левковская Валентина Александровна
  • Гусенков Виталий Волеевич
  • Анисимов Михаил Александрович
  • Кириллов Валерий Иванович
  • Черепанова Татьяна Александровна
  • Терентьев Сергей Анатольевич
  • Вадченко Галина Дмитриевна
  • Шакутина Людмила Григорьевна (умерла летом 1997 года)

 

Председателем Думы стал вновь избранный Олег Сысуев. Заместителем председателя городской Думы избран предложенный О.Н.Сысуевым Михаил Анисимов, генеральный директор Ассоциации содействия социальным программам общества, работавший в 1985-90 годах заместителем председателя исполкома Кировского района Самары. Десять голосов «за», девять «против» — с таким неоднозначным результатом М.Анисимов стал заместителем мэра по работе с представительными органами местного самоуправления. На первом заседании Думы избраны председатели думских комитетов: Олег Борисов возглавил комитет по экономике, Виталий Гусенков – контрольный, Александр Сушин – по социальным вопросам, Галина Вадченко – по строительству, землеустройству и коммунальному хозяйству, Николай Скобеев – по местному самоуправлению, защите прав граждан и охране правопорядка, Валерий Кириллов – по здравоохранению и охране окружающей среды.

 

На постоянной основе в Думе работали депутаты Шакутина Л.Г., Вадченко Г.Д., Терентьев С.А., Уколова Л.М., Скобеев Н.Л., Терехова Г.П., Черепанова Т.А., Петров П.П.

 

24 октября 1996 года утверждено Положение «О Самарской городской Думе». Согласно данному Положению, в исключительную компетенцию городской Думы входит принятие постановлений по следующим вопросам:

 

    1. Утверждение Регламента Думы.

 

    1. Внесение изменений и дополнений в Устав, его официальное толкование.

 

    1. Вхождение города в ассоциации (союзы) других муниципальных образований Российской Федерации, условия участия в них и выход из них; установление договорных отношений с зарубежными муниципальными образованиями и вступление в ассоциации (союзы) с ними; ратификация договоров от имени города с другими муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации.

 

    1. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения города, в том числе:
       

        • о проведении референдумов, выборов депутатов в Думу и Главы города, опросов общественного мнения;

       

        • о порядке организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления, выдвижения кандидатов, нормах представительства, составе избирательных комиссий и сроках проведения выборов в указанные органы;

       

      • о символах города, о почетном гражданстве города и о награждении почетной грамотой города.

 

    1. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города.

 

    1. Утверждение Генерального плана города.

 

    1. Создание внутригородских административно-территориальных единиц и территориальных единиц с особым статусом, установление их границ и статуса; утверждение предложений по изменению границ города, направляемых в органы государственной власти.

 

    1. Утверждение планов и программ экономического, социального и культурного развития города, программ приватизации, использования земель, застройки, капитального строительства, развития пригородной зоны (по согласованию с граничащими муниципальными образованиями), охраны и улучшения состояния окружающей природной среды и других аналогичных документов долговременного действия.

 

    1. Утверждение бюджета города и отчета о его исполнении; создание городских внебюджетных и валютного фондов, утверждение положений о них, а также отчетов об исполнении бюджета и использовании средств фондов.

 

    1. Введение и отмена местных налогов и сборов, установление порядка их взимания и предоставления льгот по ним; установление размера платы за коммунальные услуги.

 

    1. Назначение городских и районных референдумов, выборов и опросов.

 

    1. Присвоение почетного гражданства города конкретным лицам.

 

  1. Контроль за деятельностью Главы города, администрации города и районов, других органов городского самоуправления и их должностных лиц.

 

Учитывая практику работы депутатских комитетов и комиссий Думы, 24 октября Решением Думы сформирован Совет Думы, в который входят председатель Думы, его заместитель и председатели комитетов. К предметам ведения Совета относятся организационно-техническое обеспечение деятельности Думы; статус и полномочия депутатов, депутатская этика; соблюдение регламента заседаний Думы; комплексное социально-экономическое развитие города; деятельность средств массовой информации; символика города, почетное гражданство.

 

На сентябрьском заседании 1996 года депутаты рассмотрели представление прокурора области по устранению несоответствия отдельных положений Устава Самары действующему законодательству. Депутаты отклонили все прокурорские поправки.

 

21 ноября 1996 года руководителем аппарата Думы утвержден Петр Павлович Шайбулатов.

 

Большинство депутатов занимали лояльную позицию по отношению к мэру. Однако в 1996 году образовалась оппозиционная депутатская группа «Наш город». В нее вошли О.Борисов, В.Кириллов, С.Тереньтев, А.Демина и П.Петров. На пресс-конференции, посвященной созданию фракции, депутаты отметили, что в городской Думе зачастую не желают выслушивать альтернативные мнения при решении тех или иных проблем, а от коллектива, пускай и небольшого, отмахнуться будет трудно. Фракция не ставила своей целью бороться с исполнительной властью, а выступала за создание атмосферы конструктивного диалога, поскольку при отсутствии альтернативы начинается застой. Однако в 1997-1999 гг. депутаты постепенно проникались лояльностью к мэру. В результате в оппозиции остались только А.Демина и П.Петров.

 

18 июля 1997 года Дума дала согласие на назначение Главой администрации города Колесникова Николая Владимировича.

 

Важной вехой в истории города стал указ Бориса Ельцина 17 марта 1997 года о назначении главы города Самара Олега Николаевича Сысуева вице-премьером правительства РФ. 21 марта Сысуев обратился к гражданам Самары с прощальным письмом, после чего в Самаре сразу несколько человек заявили о намерении участвовать в досрочных выборах главы губернского центра.

 

Всего в кампании 1997 года приняли участие 12 зарегистрированных соискателей. В их числе:

 

    • Афанасьев Анатолий Михайлович, и.о. главы города после отъезда Олега Сысуева в Москву.

 

    • Белоусов Александр Николаевич, бывший глава администрации Ленинского района, проректор Самарского аэрокосмического университета.

 

    • Зорин Александр Юрьевич, руководитель общегородской службы спасения, президент народного акционерного консорциума комплексного социального развития, командир городской «Службы спасения».

 

    • Иванов Александр Николаевич, второй заместитель председателя Самарской Губернской Думы.

 

    • Киттер Олег Вячеславович, директор информационно-правового агентства «Алекс». После его участия в выборах в Самаре некоторое время активно обсуждали «феномен Киттера»: за сравнительно недолгий промежуток времени и при малых финансовых возможностях Киттер смог сплотить вокруг себя огромные массы горожан, преимущественно бедного сословия, заняв четвертое место в первом туре.

 

    • Лекарева Вера Александровна, директор управления спортсооружений областной федерации профсоюзов. (Ныне депутат Государственной Думы РФ)

 

    • Лиманский Георгий Сергеевич, депутат Самарской Губернской Думы, вице-спикер. Лиманского поддержали Александр Лебедь, дважды приезжавший в период проведения предвыборной кампании в Самару, Григорий Явлинский, Борис Федоров.

 

    • Маслянцев Михаил Викторович, первый секретарь самарского горкома КПРФ.

 

    • Мотынга Иван Анатольевич, президент благотворительного фонда профилактики наркомании и алкоголизма «Второе рождение». 1973 года рождения, самый молодой из участников гонки 1997 года. Заочно окончил школу бизнеса в Москве и годичный курс психологии в Самарском университете.

 

    • Сушин Александр Анатольевич, депутат Самарской городской думы.

 

    • Узилов Евгений Михайлович, генеральный директор АО «Бытовая химия».

 

  • Шаранихин Владимир Александрович, начальник отдела УВД г. Самара.

 

Первый тур выборов состоялся 29 июня 1997 года. Фаворитами гонки оказались Анатолий Афанасьев, набравший 28,41%, и Георгий Лиманский (20,35%). Во втором туре выборов, состоявшемся 13 июля 1997 года, Георгий Лиманский смог набрать 204 738 голосов (54,64%) при явке в 41,7%.

 

В марте 1997 года Дума приняла бюджет на текущий год в редакции согласительной комиссии. Дефицит бюджета составил 18,45%, доходы — 2070,5 млрд.руб., расходы — 2544 млрд.руб (первоначальная цифра — 2435,9 млрд.руб.). Планировалось, что подоходный налог составит 33,8% от всех поступлений, налог на прибыль — 18,5%, НДС — 11,7%, налог на содержание соцкультбыта и объектов социально-культурной сферы — 13,7%.

 

В сентябре 1997 года на довыборах по округу №17 депутатом Думы был избран Андрей Половинкин (зам.генерального директора завода «Электрощит»), набравший 34,81%. Его ближайший соперник, ведущий инженер-конструктор опытно-экспериментального завода Валерий Клочков набрал 21,94%. В выборах приняли участие 13 кандидатов.

 

18 сентября 1997 года депутаты Самарской городской Думы выступили с законодательной инициативой по внесению проекта закона Самарской области «О статусе города Самары – областного центра Самарской области». В своих выступлениях они не раз говорили, что Самара вправе претендовать на некое особое положение, сравнимое с положением Москвы или Санкт-Петербурга. Суть законопроекта в закреплении уже существующего статуса областного центра. Подобные законы принимались лишь на федеральном уровне — в отношении Москвы и в Башкирии — об Уфе. Комментируя проект, председатель комитета по местному самоуправлению городской Думы Николай Скобеев подчеркнул, что самарские законодатели даже в далекой перспективе не видят Самару в качестве одного из субъектов Федерации и определяют лишь ее роль внутри губернии. При этом одной из немногих конкретных проблем, которая может быть решена с помощью закона о статусе, является вопрос о субвенциях — средствах, выделяемых городу из областного бюджета, как центру области. Если областному центру удастся добиться признания необходимости субвенций, то его бюджет может ощутимо пополниться. Размер субвенций в законопроекте определен на уровне 3% от областного бюджета. Вокруг этого вопроса на протяжении многих лет разгорались жаркие дискуссии, однако положительного решения он не имеет до сих пор.

 

На заседании в декабре 1997 года депутаты заслушали отчет об исполнении бюджета за 9 месяцев. Бюджет исполнен по доходам на 72% (1,493 млрд.руб.), по расходам — на 68% (1,487 млрд.руб.). Крупнейшие недоимщики — завод им.Масленникова (38 млрд.руб.), «Металлист» (13 млрд. руб.), «Самаратрансгаз» (149 млрд.руб.), «Самараэнерго» (95 млрд.), Куйбышевская железная дорога (96 млрд.).

 

Также рассмотрен проект бюджета на 1998 год. Утвержден объем бюджета города на 1998 год по доходам в сумме 1864080 тыс. рублей и по расходам 1960089 тыс. рублей с предельным размером дефицита 96009 тыс. рублей, или 4,9 процента от суммы расходов бюджета города.

 

Стоит отметить, что в конце 90-х годов бюджет городского округа имел достаточно широкий перечень доходных источников. Так, доходы бюджета города на 1998 год формировались за счет:

 

Налогов и сборов, поступающих в консолидированный бюджет Самарской области, в размере:

 

  • 53 процентов налога на прибыль предприятий и организаций;
  • 100 процентов госпошлины, за исключением госпошлины по делам, рассматриваемым в судах;
  • 100 процентов акцизов на прочую группу товаров (за исключением акцизов на нефть, бензин автомобильный, газ, автомобили);
  • 50 процентов налога на имущество предприятий и организаций;
  • 53 процентов подоходного налога с физических лиц, удерживаемого предприятиями и организациями;
  • 100 процентов подоходного налога с физических лиц, удерживаемого налоговыми органами с граждан, имеющих доходы от предпринимательской деятельности;
  • 100 процентов транспортного налога, взимаемого в зависимости от фонда оплаты труда;
  • 100 процентов платежей за пользование недрами;
  • 100 процентов платы за воду;
  • 20 процентов налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

 

Средств земельного налога и арендной платы за землю по нормативам, устанавливаемым органами государственной власти Российской Федерации.

 

10 процентов налога на добавленную стоимость.

 
Местных налогов и сборов:
 

    • налога на содержание жилищного фонда и объектов социальнокультурной сферы — по ставке 1,5 процента выручки от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов;

 

    • налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставке 0,1 процента от инвентаризационной стоимости строений, помещений и т. д., на транспортные средства — в зависимости от мощности мотора;

 

    • целевого сбора с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели — по ставке: для юридических лиц — 3 процента от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной оплаты труда, для физических лиц — 3 процента от 12 установленных законом размеров минимальной оплаты труда;

 

    • налога на рекламу — по ставке 5 процентов от стоимости работ и услуг по рекламе без налога на добавленную стоимость;

 

    • лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями по ставке: для юридических лиц — 50 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, для физических лиц — 25 установленных законом минимальных размеров оплаты труда;

 

    • сбора за выдачу ордера на квартиру:1-комнатную — по ставке 1/3 установленного законом минимального размера оплаты труда,2-комнатную 2/3 установленного законом минимального размера оплаты труда,3 комнатную 3/4 установленного законом минимального размера оплаты труда;

 

    • сбора за выигрыш на бегах — по ставке 5 процентов от суммы выигрыша;

 

    • сбора с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме — по ставке 5 процентов от платы, установленной за участие в игре;

 

    • сбора за открытие игорного бизнеса — по ставке 100 установленных законом минимальных размеров оплаты труда;

 

    • регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью — по ставке установленного законом минимального размера оплаты труда;

 

    • сбора за право торговли — по ставкам, утвержденным Самарской городской Думой;

 

  • сбора за парковку автотранспорта — по ставкам, дифференцированным по районам города.

 

Прочих налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет города в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

При этом Решением городской Думы на 1998 год освобождены от уплаты:

 

Налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет города:

  • предприятия городского пассажирского транспорта (кроме такси).

 

>Налога на прибыль, образующуюся от операций с облигациями Самарского городского займа, в части, зачисляемой в бюджет города, — предприятия, учреждения и организации.

 

Налога на имущество предприятий в части, зачисляемой в бюджет города, — предприятия, учреждения и организации городского хозяйства (по перечню, утверждаемому администрацией города), жилищного и коммунального хозяйства (кроме гостиниц).

 

Целевого сбора на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, земельного налога в части сумм, остающихся в распоряжении бюджета города, сбора за право торговли продовольственными и прочими непродовольственными товарами, определяемыми решениями Самарской городской Думы

 

  • общественные организации инвалидов.

 

Налога на содержание жилищного фонда и объектов социальнокультурной сферы и целевого сбора на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели — предприятия, учреждения и организации, финансируемые из бюджета города на 50 и более процентов их доходов (по перечню, утверждаемому администрацией города).

 

Земельного налога в части, остающейся в распоряжении бюджета города:

 

  • предприятия, учреждения и организации городского хозяйства (по перечню, утверждаемому администрацией города).

 

Земельного налога в части, остающейся в распоряжении бюджета города, за участки, занятые объектами непроизводственного назначения:

 

  • пенсионеров;
  • граждан, имеющих на иждивении трех и более детей;
  • граждан, имеющих на иждивении детей-инвалидов.

 

Также на 1998 год предоставлена целевая налоговая льгота по сбору за право торговли в виде установления следующей годовой базовой ставки за каждую торговую точку:

 

  • акционерному обществу открытого типа «Роспечать» — 30 размеров минимальной месячной оплаты труда;
  • предприятиям (юридическим лицам) бытового обслуживания населения, выполняющим ремонтные виды услуг — 25 размеров минимальной месячной оплаты труда;
  • государственному предприятию «Самарский почтамт» — 15 размеров минимальной месячной оплаты труда;
  • предприятиям розничной торговли, расположенным в отдаленных поселках и районах, осуществляющим продажу товаров первой необходимости — 25 размеров минимальной месячной оплаты труда;
  • аптекам, занимающимся изготовлением лекарственных средств по рецептам врачей — 20 размеров минимальной месячной оплаты труда.

 

Предоставлена и налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет города, муниципальным учреждениям здравоохранения, имеющим доходы от предпринимательской деятельности, с направлением высвободившихся средств на развитие материально-технической базы этих учреждений при условии ведения раздельного учета доходов и расходов указанных средств.

 

Депутаты городской думы определили защищенными статьями бюджета города, подлежащими финансированию в полном объеме:

 

  • расходы по заработной плате работников учреждений муниципальной социально-культурной сферы с учетом взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, отчислений в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • расходы по выплате стипендий;
  • расходы на питание в детских учреждениях общественного воспитания (детских домах, интернатах и домах ребенка) и дошкольных образовательных учреждениях;
  • расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты;
  • расходы по оплате коммунальных услуг учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты.

 

19 марта 1998 года заместителем председателя Самарской городской Думы стал Скобеев Н.Л. Депутаты также пришли к выводу, что спектр предметов ведения Комитетов городской Думы очень широк. Большое количество вопросов, находящихся в ведении Комитетов, не позволяет рассмотреть их с необходимой степенью тщательности. Так, не находят отражения вопросы социально-экономического прогнозирования развития города, безработицы, занятости, конверсии предприятий, торговли, общественного питания и многие другие. В процессе работы возникла необходимость дифференциации предметов ведения Комитетов городской Думы, уменьшение количества предметов ведения и их рациональное распределение. В предметах ведения каждого Комитета присутствуют вопросы, тесно связанные с бюджетно-финансовым устройством города и требующие большей глубины их рассмотрения. В связи с этим, для повышения эффективности формирования бюджета города Самары, контроля и анализа его исполнения, придания бюджету большей прозрачности, доступности населения к информации о движении бюджетных средств в марте 1998 года решено создать Комитет по бюджету, финансам и налогам, в состав которого вошли депутаты Сушин А.А., Демина А.С., Уколова Л.М., Вагина Т.А., Терехова Г.П., Левковская В.А., Кириллов В.И., Вадченко Г.Д., Половинкин А.Е. Председателем образованного Комитета стал Половинкин А.Е.

 

На мартовском заседании 1998 года слушался отчет об исполнении бюджета за 1997 год. Отчитывался первый вице-мэр А.Борисевич. Бюджет был более или менее исполнен (на 85,5% к плану): по доходам его даже удалось увеличить на 7% (при плане в 2,07 трлн.старых рублей). Докладчик отметил, что лучше всего налоги в доходную часть бюджета собирались в Железнодорожном и Куйбышевском районах. Недоимка городских предприятий к началу года составила 422 млрд.руб. Чтобы уменьшить долги города перед энергетиками, был проведен взаимозачет на сумму 310 млрд.руб. Кроме того, администрация реализовала векселей на 55,2 млрд. руб. и взяла взаймы еще 9 млрд. Хотя председатель профильного комитета Алла Демина предлагала принять бюджет к сведению, депутаты постановили одобрить его. Вскоре после заседания Лиманский поменял Борисевича на Олега Хвостенко (доцент Самарской экономической академии).

 

В июле 1998 года на заседании Думы депутаты заслушали отчет нового вице-мэра О.Хвостенко об исполнении бюджета за первое полугодие. При принятии бюджета предусматривалась централизация доходов, когда все доходы собираются на уровне города, а потом распределяются порайонно. Однако с учетом того, что доходы снизились на 206 млн.руб., распределять было нечего. Большая часть доходов ушла на содержание ЖКХ и пассажирского транспорта, соцкультбыт получил 40%, на содержание городского управления ушло 5% доходов — 940 млн.руб.

 

В августе 1998 года в Самарском областном суде состоялись слушания по гражданскому делу адвоката Сергея Киринского, потребовавшего проведения выборов в представительный орган власти Ленинского района Самары, то есть по существу возрождения районного Совета. Заявитель подал в областной суд жалобу на ограничение своих конституционных прав как гражданина России избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Суть заявления Киринского сводилась к тому, что в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборы в муниципальном образовании, каковым, по мнению адвоката, являлся Ленинский район города Самары, должны были состояться еще до начала 1997 года. Поэтому Киринский просил суд «назначить дату проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании — Ленинском районе города». Прокурор Людмила Степина, а также юристы из городской и губернской дум, администрации Ленинского района отвергли доводы истца, подчеркнув, что ни в одном из действующих нормативных актов внутригородской район не квалифицируется как самостоятельное муниципальное образование. Кроме того, как и в случае с Пензой, территория муниципального образования — Самары — была закреплена в Уставе города. По мнению прокуратуры, любой горожанин имел право создать такое образование внутри города, но для этого ему необходимо было собирать инициативную группу и постараться в законном порядке внести изменения в Устав города. Коллегия областного суда по гражданским делам оставила жалобу Киринского без удовлетворения.

 

В условиях возрастания роли местного самоуправления в общественно-политической жизни, повышения авторитета городских властей, все чаще возникает необходимость в применении символики города, в том числе герба и флага города. Отсутствие правовой основы для их официального использования, ограничивает возможность использования органами местного самоуправления, общественными организациями, жителями города. Установление порядка использования герба и флага должно способствовать возрождению позитивных исторических традиций и укреплению статуса города Самары как крупнейшего общественно-политического и культурного центра региона.

 

В связи с этим, 26 ноября 1998 года Самарская городская Дума утвердила Положение «О Гербе города Самары» и приняла за основу Положение «О Флаге Самары».

 

Согласно данному положению, Герб города Самары, описание которого существует с 1851 г., представляет собой простой (неразделенный) щит французской формы, в центре которого изображена в лазуревом поле стоящая на зеленой траве дикая белая коза.

 

Щит Герба увенчан золотой императорской короной. Щит представляет собой прямоугольник, основание которого составляет 8/9 его высоты; выступает в середине нижней части острием и имеет закругленные нижние углы.

 

По правилам геральдики Герб города Самары имеет строго определенные цвета:
 

  • лазуревый цвет — символизирует величие, красоту, ясность;
  • зеленый цвет — символизирует надежду, изобилие, свободу;
  • золотой цвет — символизирует богатство, силу, верность, постоянство;
  • серебряный цвет (изображается в гербе белым цветом) — символизирует нравственную чистоту.

Флаг города Самары представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – красного, средней – белого и нижней – голубого цвета.

 

В середине Флага изображен Герб города Самары размером, равным по высоте двум третям ширины флага. Соотношение ширины Флага к его длине – 2: 3.

 

Положение «О Флаге города Самары» утверждено 30 декабря 1998 года. Установлены правила использования Герба и Флага Самары.

 

В целом за 1998 год Самарская городская Дума на заседаниях рассмотрела 15 вопросов, 17 вопросов рассмотрены на заседаниях Комитетов и подготовлены к вынесению на заседания Думы, 7 вопросов, рассмотренных на заседаниях Комитетов, не требуют вынесения на Думу, 7 вопросов из плана работы Думы сняты с рассмотрения в связи с изменившейся концепцией формирования бюджета области или в связи с отсутствием необходимой законодательной базы.

 

Приоритетной основой своей деятельности депутаты Думы считали интересы избирателей, их проблемы, наказы и обращения, а главной задачей – работу на благо горожан, решение актуальных городских проблем с учетом мнения избирателей, помощь социально-незащищенным категориям населения.

 

С 1 января 1999 года в Самаре повышены транспортные тарифы. Всю первую половину 1999 года оппозиционные мэру депутаты А.С.Демина и П.Н.Петров пытались оспорить данное решение. На заседании городской думы Самары 25 марта 1999 года депутаты поставили вопрос о незаконности новых транспортных тарифов. Однако, как и следовало ожидать, требование оппозиционеров об отмене постановления о повышении платы за проезд не возымело никакого действия на думское большинство. Для «выпускания пара» было решено создать комиссию, которая должна была всесторонне изучить вопрос, рассмотреть, проанализировать, выработать рекомендации и т.п. Аналогичная судьба постигла и оценку исполнения городского бюджета 1998 года. Несмотря на протесты депутата Деминой, заявившей о перерасходе средств на нужды муниципального управления и финансирование подконтрольных СМИ, а также расходование средств резервного фонда города на такие неожиданные статьи, как пошив формы для казаков, подавляющее большинство депутатов одобрило отчет администрации. В очередной раз было отклонено и требование депутата Петрова о предоставлении ему штатного расписания структур городской и районных администраций. Противостояние вылилось в попытку осенью 1999 года гражданки Деминой организовать процедуру отзыва главы города Лиманского, застопорившуюся, правда, еще на этапе регистрации инициативной группы в горизбиркоме.

 

30 декабря Шайбулатов П.П. освободил пост руководителя аппарата Думы, 29 апреля 1999 года эту должность занял Денисов Владимир Анатольевич.

 

В конце 1999 года депутаты пришли к выводу о необходимости конкретизации оснований и порядка присвоения звания «Почетный гражданин города Самары». Данное звание определено как высшая форма признания особых заслуг перед городом и его жителями, а также знаком уважения за активное участие в государственной и общественной деятельности, за выдающийся вклад в научно-техническое, экономическое, социальное, политическое и культурное развитие города Самары. Процедура присвоения звания подробно прописана в положении – начиная от собрания коллектива до момента вручения соответствующих регалий.

 

В феврале 1999 года мэрия приняла решение о повышении тарифов на проезд. И.о. главы администрации Колесников подписал распоряжение без согласования с Думой. Реакция Думы была вялой. Резко протестовал только яблочный депутат П.Петров.

 

В феврале 1999 года Дума рассмотрела и приняла бюджет-99. По доходам он составлял 1,451 млрд. руб, по расходам — 1,494 млрд.руб., дефицит — 2,98%. В результате бурной дискуссии в бюджет были внесены косметические поправки. Так, на 20% был сокращен штат районных администраций.

 

В июне депутаты Думы Алла Демина и Петр Петров объявили о намерении вывести на чистую воду мэрию во главе с Лиманским. Депутаты считают, что команда Лиманского, состоящая в основном «из танкистов и связистов» препятствует развитию малого и среднего бизнеса, раздувает штаты и пр. Они заявили о создании инициативной группы по сбору подписей для выражения недоверия главе города.

 

В декабре 1999 года Дума приняла бюджет города на 2000 год. Доклад сделал первый вице-мэр Юрий Присекин. Плановые доходы бюджета составили 2,028 млрд.руб., расходы — 2,086 млрд.руб., дефицит — 2,9%. Депутат Демина призывала к секвестированию расходов на СМИ и госуправление. Кроме того, депутаты по инициативе председателя комитета по строительству Г.Вадченко приняли обращение к губернатору и губернской Думе. В нем они пожаловались на тяжелую обстановку, которая сложится в городе после повышения тарифов на тепло и электричество.

 

В апреле 2000 года Дума приняла решение перенести выборы себя с 1 сентября на 2 июля 2000 года, совместив их с досрочными выборами губернатора. 27 апреля 2000 года в рамках подготовки к выборам Дума утвердила схему образования избирательных округов по выборам депутатов Самарской городской Думы.

 

25 мая 2000 года звание Почетный гражданин города присвоено Середавину Владимиру Диамидовичу – главному врачу Самарской областной клинической больницы им.Калинина и Фоменко Николаю Пантелеевичу – президенту ТРК «Скат».

 

29 июня 2000 года Самарская городская Дума снова вернулась к законодательной инициативе по внесению в Самарскую губернскую Думы проекта закона Самарской области «О статусе города Самары – областного центра Самарской области».

 

Депутаты настойчиво доказывали необходимость данного закона. В соответствии с Уставом Самарской области город Самара является административным центром области. Особенности статуса города Самары как областного центра должны быть установлены законом Самарской области. Принятие такого закона — насущная потребность для города Самары, имеющего значительные особенности социальноэкономической и культурной жизни по сравнению с другими городами губернии. Выполнение функций областного центра сопряжено с дополнительными потерями для бюджета города. Так, в городе размещаются многочисленные органы государственной власти (административные, налоговые, правоохранительные и т.д.), работникам которых за счет средств городского бюджета предоставляются предусмотренные федеральным законодательством льготы по проезду в общественном транспорте, а также по оплате жилищно-коммунальных услуг. Отмечалось, что Самару ежегодно посещают около 20 тыс. иногородних и иностранных граждан, что вызывает дополнительную потребность в средствах на содержание элементов благоустройства, Заседание Самарской городской думы третьего (2000-2004 гг.) созыва обеспечение перевозки населения пассажирским транспортом, предоставление других услуг.

 

Необходимое для правильной организации городских пассажиропотоков строительство метрополитена также требует непосильных для города бюджетных затрат. Пролегающие по территории города магистральные дороги областного значения в значительной степени увеличивают транспортный поток, что влечет рост затрат на поддержание автомобильных дорог в нормальном состоянии. Депутаты считали, что действующая методика формирования бюджетов города и поселков области, принятая Самарской Губернской Думой, не позволяет городу Самаре компенсировать бюджетные расходы, связанные с осуществлением функций областного центра. Инициатива вновь не была поддержана Самарской Губернской Думой.

 

Прямая трансляция
WordPress Lessons
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам